• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

F. A. Q.

10 распространённых заблуждений о ВТО

1. ВТО навязывает государствам-участникам свои правила.

2. ВТО выступает за либерализацию торговли любой ценой.

3. Деятельность ВТО направлена на регулирование внешней торговли, защиту краткосрочных коммерческих интересов. При этом необходимость создания условий для долгосрочного социально-экономического развития не принимается в расчёт.

4. В рамках ВТО задачи экономического характера являются приоритетными по сравнению с задачами охраны окружающей среды.

5. В рамках ВТО задачи экономического характера являются приоритетными по сравнению с задачами обеспечения национальной безопасности, продовольственной безопасности, защиты здоровья людей, животных, растений.

6. Политика ВТО приводит к росту безработицы, усилению неравенства между богатыми и бедными.

7. Малые страны неспособны повлиять на политику ВТО.

8. ВТО используется как механизм лоббирования интересов влиятельных коммерческих структур.

9. На малые страны оказывают давление, вынуждая их присоединяться к ВТО.

10. Деятельность ВТО строится на недемократических принципах.

 


 

1. ВТО навязывает государствам- участникам свои правила.

Реализация торговой политики на национальном уровне — суверенное право государств-участников организации. В компетенцию ВТО не входит разработка и реализация мер торговой политики, применяемых членами организации. Напротив, в рамках ВТО инициатива исходит от стран-участниц.

  • Нормы и правила ВТО закреплены в соглашениях, которые были заключены по результатам переговоров между государствами-участниками организации.

  • Соглашения ВТО подлежат обязательной ратификации органами законодательной власти государств-участников организации.

  • Решения в ВТО принимаются на основании консенсуса между государствами-участниками.

Иными словами, в рамках ВТО решения принимаются по результатам переговоров; процедура принятия решения прозрачна и демократична.

Единственным исключением являются решения, принимаемые в рамках процедуры разрешения торговых споров ВТО. В соответствии с « Договоренностью о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров», по результатам расследования, инициированного на основании жалобы страны-члена ВТО, Орган по разрешению споров (который состоит из представителей всех государств-участников ВТО) может принять решение, оказывающее непосредственное влияние на торговую политику государств-участников организации. Только в этом случае органы ВТО могут вмешиваться в политику правительства отдельных стран. Но даже и в этом случае в решении не содержится непосредственных руководств к действию, а лишь заключение о том, соответствует ли политика государства нормам и принципам соглашений ВТО (соглашений, которые государство подписало и тем самым обязалось соблюдать положения этих соглашений). Если же политика государства-участника не сообразуется с нормами ВТО, то такие нарушения должны быть устранены.

Во всех прочих случая ВТО не даёт государствам-участникам предписаний, какие меры торговой политики применять или, напротив, отменять.

В свою очередь Секретариат ВТО лишь оказывает техническое содействие иным органам ВТО и государствам-участникам организации и осуществляет делопроизводство.

Таким образом, политика ВТО определяется правительствами государств-участников организации.

 

2. ВТО выступает за либерализацию торговли любой ценой.

Политика ВТО строится на основе взаимных договорённостей, достигнутых правительствами государств-участников организации. Либерализация торговли является результатом добровольного снижения торговых барьеров членами в обмен на сходные действия со стороны партнёров. Вступая в переговоры, участники ВТО самостоятельно решают, каких уступок они хотят добиться от торговых партнёров и на какие обязательства они в свою очередь готовы пойти, чтобы добиться желаемого результата.

Одним из основополагающих принципов ВТО является последовательное снижение торговых барьеров и создание условий для развития свободной торговли. Снижение торговых барьеров создаёт предпосылки для развития взаимовыгодной торговли между государствами-участниками.

Таким образом, хотя общий курс на либерализацию торговли и является основополагающим принципом, фактические решения о снижении торговых барьеров, решения о том, насколько эти барьеры должны быть снижены, достигаются на основе переговоров между государствами-членами ВТО по обоюдному согласию. Переговорная позиция участников организации разрабатывается с учётом степени их готовности к снижению торговых барьеров и с учётом величины уступок, которые они стремятся  получить взамен со стороны партнёров. Иными словами, обязательства одной страны являются правами другой страны и наоборот.

Одна из важнейших функций ВТО — создание условий для ведения переговоров о либерализации торговли. В данном контексте ВТО является своего рода площадкой для переговоров. Кроме того, нормами ВТО регулируется порядок проведения либерализации торговли. Так, в частности, в соответствии с положениями соглашений ВТО, предусматривается плавное снижение торговых барьеров, благодаря чему отечественным производителям предоставляется возможность приспособиться к изменениям торгового режима.

В соглашениях системы ВТО есть положения, предусматривающие определённые льготы в отношении развивающихся стран, смягчающие требования к развивающимся странам с учётом объективных трудностей, с которыми сталкиваются такие страны. Кроме того, в определённых случаях и при условии соблюдения определённых требований правительства государств-участников ВТО наделены правом применения мер, направленных на защиту отечественных производителей. Например, если импортные товары продаются по заведомо заниженным ценам вследствие демпинга или субсидирования, это рассматривается как недобросовестная конкуренция и является основанием для применения защитных мер для обеспечения нормальных условий торговли.

Не следует забывать, что либерализация торговли — пусть и важнейший принцип системы ВТО, но далеко не единственный. Наряду с ним есть и другие: недискриминация, транспарентность (прозрачность), стабильность и предсказуемость условий торговли.

 

3. Деятельность ВТО направлена на регулирование внешней торговли, защиту краткосрочных коммерческих интересов. При этом необходимость создания условий для долгосрочного социально-экономического развития не принимается в расчёт.

В соглашениях системы ВТО содержится немало положений, позволяющих создавать условия, благоприятствующие социально-экономическому развитию.

Политика многосторонней торговой системы ВТО строится на основе принципа, согласно которому развитие свободной торговли является условием, благоприятствующим экономическому росту и социально-экономическому развитию. Таким образом, рост внешней торговли способствует социально-экономическому развитию и наоборот.

В настоящее время в ВТО по-прежнему остаётся дискуссионным вопрос, достаточно ли преимуществ в рамках многосторонней торговой системы предоставляется развивающимся странам. Однако в соглашениях системы ВТО есть немало положений, позволяющих  учитывать интересы развивающихся стран. В этом контексте ни у кого не вызывает сомнений, что ВТО предоставляет преимущества этой группе стран.

В частности, среди льгот, предоставляемых развивающимся странам, можно выделить следующие. Развивающимся странам предоставляется более продолжительный переходный период для приведения своей торговой политики в соответствие с нормами и принципами ВТО. В отношении наименее развитых стран действует особый режим, им предоставляется право не соблюдать отдельные требования соглашений системы ВТО. Кроме того, в определённых ситуациях, допускается применение мер, торговой политики в общем случае не сообразующихся с нормами и принципами ВТО, например, предоставление некоторых видов субсидий, если это необходимо для создания условий для социально-экономического развития.

В повестку текущего раунда многосторонних торговых переговоров, начавшегося в ноябре 2001 г. в ходе IV Министерской конференции в Дохе, по инициативе развивающихся стран был включён целый ряд вопросов, представляющих интерес для этой группы стран.

 

4. В рамках ВТО задачи экономического характера являются приоритетными по сравнению с задачами охраны окружающей среды.

В соглашениях системы ВТО содержится ряд положений, предусматривающих создание условий для охраны окружающей среды.

В преамбуле к  Соглашению об учреждении Всемирной об учреждении Всемирной ..зации (Марракешская декларация).pdf" class="mceXwFile"> организации (Марракешская декларация) в качестве одной из целей государственной экономической политики декларируется «расширение производство и торговли товарами и услугами при оптимальном использовании мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития, стремлении к охране и сохранению окружающей среды». В соглашениях системы ВТО содержится ряд положений, способствующих достижению заявленной цели. Так, к наиболее важным механизмам можно отнести защитные оговорки (в частности, статью XX   ГАТТ «Общие исключения»), в соответствии с которыми государство имеет право принимать меры, необходимые для защиты жизни и здоровья человека, животных, растений, а также для сохранения невозобновляемых природных ресурсов.

Помимо указанных выше горизонтальных (универсальных) норм, в специальных соглашениях системы ВТО также уделяется должное внимание необходимости охраны окружающей среды. Так, в частности разрешены субсидии, ориентированные реализацию природоохранных мероприятий. В соглашениях системы ВТО, регламентирующих применение технических стандартов, обеспечение безопасности продуктов витания, защиту интеллектуальной собственности и т.д. признаётся необходимость решения задач охраны окружающей среды.

Кроме того, политика и нормы многосторонней торговой системы ВТО благоприятствуют повышению эффективности использования ограниченных ресурсов. Так, в частности, по результатам переговоров были выработаны нормы в области оказания государственной поддержки, предусматривающие ограничения объёмов субсидирования промышленности и сельского хозяйства, что в свою очередь снижает вероятность перепроизводства, а следовательно, и бессмысленного расхода ограниченных ресурсов.

При рассмотрении рассмотрения торгового спора, касающегося импорта креветок и защиты морских черепах, были приняты решения, ВТО руководствовалась принципами необходимости охраны окружающей среды. В докладе, принятого по результатам рассмотрения этого торгового спора признаётся право государств-участников ВТО принимать меры по защите видов и животных, находящихся на грани исчезновения и иные меры по охране окружающей среды, а также отмечается, что страны фактически пользуются соответствующим правом. В рамках другого торгового спора ВТО поддержала запрет на импорт изделий из асбеста на том основании, что задачи обеспечения безопасности товаров для жизни и здоровья являются приоритетными по сравнению с задачами обеспечения свободы торговли.

Вместе с тем непременным условием применения мер, направленных на охрану окружающей среды, является соблюдение принципа недискриминации. Например, недопустимо применение соответствующих мер таким образом, чтобы они устанавливали более мягкие требования к отечественным производителям и были более жёсткими по отношению к зарубежным поставщикам товаров и услуг. Аналогичным образом применение мер по защите окружающей среды должно осуществляться на недискриминационной основе по отношению ко всем зарубежным торговым партнёрам. Соблюдение этого принципа обеспечивается в частности решениям по недавнему торговому спору, касающемуся креветок и морских черепах, а также более раннему спору, касающемуся бензина.

Следует особо отметить, что в компетенцию ВТО не входит разработка международных норм и правил в области охраны окружающей среды. Формирование международноправовой базы по данной проблематике (разработка и принятие конвенций), реализация различного рода природоохранных мероприятий — прерогатива экологических организаций.

Надо признать, что в сложившейся системе международного права вопросы охраны окружающей среды подпадают как под действие специальных соглашений по соответствующей проблематике, так и под действие соглашений системы ВТО в части применения мер торговой политики, введение которых обосновывается необходимостью решения природоохранных задач. Однако до настоящего времени не возникало противоречий между положениями специальных соглашений по проблематике охраны окружающей среды и положениями соглашений ВТО.

 

5. В рамках ВТО задачи экономического характера являются приоритетными по сравнению с задачами обеспечения национальной безопасности, продовольственной безопасности, защиты здоровья людей, животных, растений.

Задачи обеспечения национальной безопасность, продовольственной безопасности, защиты здоровья людей, животных, растений являются приоритетным направлениями политики любого государства. Соответственно, этим вопросам уделялось должное внимание в рамках многосторонних межправительственных переговоров, по результатам которых заключены соглашения системы ВТО. Таким образом, нормы и принципы ВТО не препятствуют решению указанных задач.

В соглашениях системы ВТО содержатся важные положения, в соответствии с которыми государство наделяется правом принимать меры, необходимые для защиты жизни и здоровья человека, животных, растений (в частности, статья XX   ГАТТ-47 (rus).pdf «Общие исключения»). Однако нормами ВТО регламентируется порядок применения такого рода мер, что призвано исключить возможность использования этих мер в качестве инструмента протекционизма.

В рамках ВТО действуют специальные соглашения, которыми детально регламентируются вопросы применения технических стандартов, а также вопросы обеспечения безопасности продуктов питания растительного и животного происхождения. Основная задача этих соглашений —  упорядочение применения государствами-участниками организации мер, призванных обеспечить защиту неотъемлемого права граждан на безопасность.

В подтверждение тезиса о важности решения задач обеспечения безопасности в рамках ВТО можно привести торговый спор по поводу асбеста. Так, по результатам рассмотрения спора ВТО поддержала запрет на импорт изделий из асбеста на том основании, что соглашениями ВТО задачи обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья являются приоритетными по сравнению с задачами создания условий, благоприятствующих развитию торговли.

Вместе с тем в соглашениях системы ВТО предусмотрены положения, призванные исключить произвол, элементы дискриминации в отношении зарубежных поставщиков товаров и услуг при применении правительством мер, введение которых обосновывается необходимостью обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья. Иными словами, никто не оспаривает права государств защищать свои законные интересы, однако под таким благовидным предлогом недопустимо вводить меры, представляющие собой скрытые инструменты протекционизма. В частности для исключения возможности произвольного использования такого рода защитных мер, устанавливается требование подготовки научного обоснования необходимости применения мер по охране жизни и здоровья, мер по обеспечению безопасности, а также требования о том, что подобные меры должны разрабатываться с учётом общепризнанных международных стандартов в соответствующей области.

Следует, однако, отметить, что и в этом случае ВТО не участвует в разработке международных стандартов. В некоторых случаях в соглашениях ВТО содержатся ссылки на межправительственные соглашения, заключённые под эгидой иных международных организаций. В качестве примера можно привести ссылки на сборник общепризнанных в международной практике стандартов в отношении продуктов питания CODEX ALIMENTARIUS, которые были приняты под эгидой Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций (ФАО) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

В соответствии с нормами соглашений системы ВТО, государства-участники организации не обязаны следовать общепризнанным международным стандартам, например, CODEX ALIMENTARIUS. Правительства стран-участниц ВТО имеют право разрабатывать и принимать свои собственные стандарты при условии, что соответствующие стандарты сообразуются с нормами и принципами ВТО. Таким образом, государство сохраняет достаточную свободу действий по обеспечению безопасности товаров и услуг, однако закреплённые стандартами требованиями должны быть научно обоснованными и применяться на недискриминационной основе в отношении отечественных и зарубежных поставщиков.

 

6. Политика ВТО приводит к росту безработицы, усилению неравенства между богатыми и бедными.

Такого рода утверждение следует квалифицировать как безосновательное и безапелляционное обвинение. По меньшей мере, ситуация неоднозначная: в ряде случаев развитие торговли способствует созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния. В любом случае, было бы ошибочно рассматривать протекционизм как прямую противоположность либерализации внешней торговли в качестве действенного средства решения проблемы безработицы и социального неравенства.

Рассмотрим подробнее взаимосвязь между торговлей и занятостью, торговлей и доходами населения. Либеральный режим внешней торговли, стабильные объёмы внешнеторговых операций создают условия, благоприятствующие экономическому развитию страны. В свою очередь это способствует созданию новых рабочих мест, повышению благосостояния населения.

Наибольшие преимущества от развития торговли способны реализовать государства, снизившие торговые барьеры. Государства-экспортёры также способны извлечь выгоду, но в меньшей степени. Обычно заработная плата в экспортоориентированных отраслях выше, а вероятность потерять работу — ниже.

Однако картина будет неполной, если оставить без внимания позицию отечественных производителей продукции, аналогичной импортируемым товарам. Если раньше они были защищены торговыми барьерами, то в условиях либерализации торгового режима они вынуждены конкурировать с зарубежными поставщиками. Это не может не вызывать обеспокоенности отечественных производителей, работников соответствующих предприятий. Некоторые наиболее успешные предприятия смогут реализовать, а возможно и усилить свои конкурентные преимущества, для других предприятий последствия могут оказаться плачевными. Аналогичным образом работникам предприятий, не устоявших в конкурентной борьбе придётся искать новую работу: кому-то это удастся быстрее, кому-то — дольше, причём, возможно, придётся переквалифицироваться.

Практика показывает, что экономика некоторых стран способно более успешно адаптироваться к изменяющимся условиям. Отчасти это обусловлено эффективностью проводимой государственной политики. Развитие торговли создаёт условия, благоприятствующие экономическому росту, а также обеспечивает приток ресурсов, которые в случае проведения эффективной структурной политики, позволяют преодолеть возможные негативные последствия либерализации торговли, адаптироваться к изменившиеся ситуации.

В соглашениях системы ВТО предусмотрен ряд мер, позволяющих преодолеть возможные негативные последствия либерализации торговли. Прежде всего, либерализация происходит постепенно, планомерно, что позволяет государствам-участникам организации оперативно реагировать на возможные возникающие проблемы и принимать меры для их решения. Кроме того, в рамках ВТО на случай непредвиденных проблем допускается возможность применения защитных мер в отношении импорта, оказывающего негативное воздействие на экономику. Однако введение защитных мер возможно лишь при соблюдении норм ВТО, регламентирующих применение такого рода инструментов торговой политики.

Не следует забывать, что в рамках ВТО либерализация торговли осуществляется лишь в соответствии с договорённостями, достигнутыми по результатам переговоров. Если экономика страны неспособна адаптироваться к планируемым изменениям торгового режима, правительство государства может отказаться принимать на себя обязательство об открытии тех или иных секторов экономики, уязвимых к иностранной конкуренции.

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что динамика величины заработной платы определяется целым комплексом факторов, причём многие из них ни коим образом не связаны с ВТО. Если задаться вопросом, чем обусловлено увеличение разницы в уровне оплаты квалифицированного и неквалифицированного труда в развитых странах, то можно сделать следующие выводы. По результатам исследований, проводимых под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), было установлено, что динамика заработной платы в развитых странах лишь на 10-20% зависит от импорта из стран с низким уровнем заработной платы. В основном же динамика заработной платы в развитых странах определяется иными факторами, прежде всего научно-техническим прогрессом, непременным условием которого является повышение квалификации рабочей силы. Иными словами, в развитых странах внедрение технологий, требующих использование квалифицированной рабочей силы, является естественным и закономерным процессором. В таких условиях квалифицированные работники более востребованы на рынке труда, уровень из заработной платы значительно выше, чем у неквалифицированных работников.

В случае если вместо свободы торговли господствующей стратегией торговой политики станет протекционизм, это будет сопровождаться негативными последствиями: наличие торговых барьеров устраняет стимулы для снижения издержек и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Таким образом, в условиях протекционизма создаются предпосылки увеличения издержек и снижения эффективности. Результаты иного исследования под эгидой ОЭСР свидетельствуют о том, что в случае введения США в отношении импорта из развивающихся стран импортных пошлин на уровне 30% прогнозируется снижение заработной платы американских неквалифицированных работников на 1%, а квалифицированных — на 5%. Таким образом, одним из негативных последствий введения ограничительных мер во внешней торговле является снижение заработной платы в стране, применяющей такие протекционистские меры.

Картина была бы неполной, если не сказать несколько слов о торговле услугами. В экономике развитых странах доля сферы услуг достигает 70%. Развитие внешней торговли услугами оказывает иное влияние на рынок труда, нежели торговля товарами. Допустим, зарубежная компания-поставщик услуг в области телекоммуникации создаёт в стане дочернее предприятие, при этом в государстве-импортёре услуг будут созданы новые рабочие места.

В настоящее время в мире за чертой бедности живёт порядка 1,15 млрд. человек. Результаты исследований Всемирного банка свидетельствуют о том, что планомерно проводимая после второй мировой войны либерализация торговли способствовала повышению уровня благосостояния миллиардов людей, а также об отсутствии причинно-следственной связи между либерализацией торговли и усиливающимся социальным неравенством.

 

7. Малые страны неспособны повлиять на политику ВТО.

Без ВТО малые страны были бы слабее. В рамках ВТО малые страны имеют больше возможностей отстаивать свои интересы.

В последние годы развивающиеся страны значительно активнее участвуют в переговорах в рамках ВТО, выдвигают многочисленные конструктивные предложения, особенно на переговорах по проблематике сельского хозяйства, активно участвуют в подготовке официальных документов, принимаемых по итогам министерских конференций. В частности развивающиеся страны удовлетворены тем, что их позиция была отражена в декларации, принятой по результатам конференции министров в Дохе (Катар) в ноябре 2001 г. Всё это свидетельствует о том, что малые страны рассматривают многостороннюю торговую систему ВТО как действенный инструмент защиты собственных интересов.

Не следует забывать, что нормы и принципы ВТО были приняты по результатам многосторонних торговых переговоров с участием всех договаривающихся сторон ГАТТ, в том числе и развивающихся стран. В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.), по результатам которого была достигнута договорённость об учреждении ВТО, развитые страны под давлением развивающихся стран были вынуждены согласиться на реформирование международно-правовой базы в области торговли продукцией сельского хозяйства и текстилём. Уругвайский раунд завершился бы безрезультатно, если бы интересы развивающихся стран в этих чувствительных секторах были проигнорированы.

Нормы и принципы ВТО одинаковы для всех государств-участников. В ряде случаев, воспользовавшись механизмами разрешения споров ВТО, развивающиеся страны смогли успешно защитить свои законные интересы, которые ущемлялись развитыми странами. В противном случае, не имея в своём распоряжении действенных рычагов воздействия на более сильных в экономическом отношении партнёров, развивающиеся страны не смогли бы успешно отстаивать свои права вне рамок системы ВТО.

 

8.  ВТО используется как механизм лоббирования интересов влиятельных коммерческих структур.

Участие в ВТО даёт правительствам государств-участников весомые аргументы в ответ на давление групп влияния внутри страны, отстаивающих свои собственные интересы, не всегда сообразующиеся с интересами государства и общества в целом.

В рамках ВТО переговоры проводится в формате «раундов переговоров», т.е. параллельно по широкому спектру вопросов, а для успешного завершения раунда переговоров необходимо учитывать позицию всех заинтересованных сторон и принимать сбалансированные решения. В этом контексте правительству легче ответить отказом на излишнее давление лобби, представляющего интересы тех или иных групп влияния, в качестве аргумента приведя приоритет достижения договорённости по целому комплексу вопросов, значимых для государства и общества в целом, по сравнению с задачами защиты частных интересов отдельных структур.

ВТО — межправительственная организация. Участниками организации являются государства, а не хозяйствующие субъекты. Интересы государства и общества в ВТО представляет правительство соответствующей страны. В этой связи необходимо опровергнуть расхожеезаблуждение, касающееся возможности участия коммерческих предприятий, негосударственных организаций и иных заинтересованных структур в деятельности ВТО. Они могут участвовать лишь в специальных мероприятиях, проводимых под эгидой ВТО, например, семинарах, симпозиумах. Таким образом, в рамках ВТО исключается возможность прямого лоббирования интересов коммерческих структур: они могут влиять на деятельность ВТО лишь опосредованно, побуждая правительство своей страны отстаивать интересы соответствующих групп влияния.

 

9. На малые страны оказывают давление, вынуждая их присоединяться к ВТО.

Большинство государств мира разделяют мнение о целесообразности участия в многосторонней торговой системе ВТО. Тому подтверждением является подача заявок на присоединение к ВТО как малыми, так и крупными странами.

При оценке целесообразности присоединения страны к ВТО всё-таки больше аргументов «за» присоединение, нежели «против». К числу основополагающих принципов ВТО относятся недискриминация и транспарентность (прозрачность). При присоединении к ВТО любая страна, будь то крупная, или малая, начинает пользоваться всеми преимуществами, которые другие участники организации предоставляют друг другу. Накопилось уже немало примеров, когда в рамках ВТО торговые споры решались в пользу малых стран, а не в пользу более сильных торговых партнёров. Это было бы немыслимо без механизма разрешения споров ВТО.

Альтернативой участия в многосторонней торговой системе ВТО могло бы быть заключение межправительственных соглашений по вопросам торгово-экономического сотрудничества с каждым из торговых партнёров страны. Для обеспечения единообразного торгового режима в отношении всех государств-партнёров потребовалось бы регулярно проводить переговоры по пересмотру ранее заключённых международных соглашений, гармонизации обязательств по соглашениям с различными торговыми партнёрами. Однако администрирование подобной разветвлённой системы межправительственных соглашений сопряжено со значительными издержками. Не всякая малая страна может себе это позволить. Кроме того, в рамках двусторонних переговоров малые страны имеют меньше возможностей отстаивать свои интересы, нежели крупные страны.

В случае присоединения к ВТО малые страны могут вступить в альянс и объединить усилия с иными государствами-участниками организации, чьи интересы совпадают, и тем самым укрепить свою переговорную позицию.

 

10. Деятельность ВТО строится на недемократических принципах.

В общем случае в рамках ВТО решения принимаются на основе консенсуса. Принятие решения единогласно лишь при условии достижения согласия всеми государствами-участниками организации является даже более демократическим, чем принятие решений большинством голосов.

Не следует питать иллюзий относительно одинаковых возможностей всех стран отстаивать свои интересы посредством переговоров. Тем не менее, при принятии решения на основе всеобщего консенсуса каждое государство имеет право голоса, а решение не будет принято до того момента, пока все участники явным образом не выразят своего согласия. В ряде случаев для того, чтобы убедить государство, выступающее против предлагаемой договорённости, прочим участникам ВТО приходится идти на асимметричные уступки, предложив государству, блокирующему решение вопроса, какие-либо иные преимущества в обмен на поддержку инициативы по текущему вопросу. Ещё одной важной особенностью решения вопросов на основе консенсуса является принятие всеми без исключения участниками обязательства по соблюдению достигнутой договорённости без изъятий и оговорок.

Следует также отметить, что соглашения системы ВТО были заключены по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, в которых принимали участие правительства государств-участников. Соглашения ВТО подлежат ратификации парламентами стран-участниц организации.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!